СПб ГБУ СРЦН ВПЦ "ДЗЕРЖИНЕЦ"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ДЗЕРЖИНЕЦ»

Услуги, оказываемые специалистами Отделения службы сопровождения семей с несовершеннолетними, склонными к совершению правонарушений

29 марта 2016

Необходимые психолого-педагогические меры в воспитании личности подростка

Симптомы
нарушений

Задачи
развития

Методы
развития

Нарушение
взаимодействия
со сверстниками

Научить приемам и навыкам эффективного межличностного общения со сверстниками, установления дружеских отношений, проявлению готовности к коллективным формам деятельности; обучать приемам самостоятельного разрешения конфликтов мирным путем

Участие в играх на организацию внутригруппового сотрудничества и распределения ответственности, на принятие подростком различных ролевых отношений: исполнительских, лидерских, контролирующих и т.д., на переживание общих чувств успеха и неудачи

Нарушение
взаимодействия
с педагогами

Научить устанавливать адекватные ролевые отношения с педагогами, проявлять уважение к взрослым

Различные ролевые отношения со взрослыми: позиция ведомого, ведущего, контролирующего; принятие помощи взрослого и оказание помощи взрослому; переживание общих чувств

Несоблюдение социальных
и этических норм

Подвести к осознанию необходимости принятия и соблюдения социальных и этических норм

Разработка и обязательное выполнение игровых норм поведения и взаимодействия, контроль за исполнением определенных правил другими участниками группы, в том числе взрослыми, проживание различных ситуаций в условиях соблюдения и несоблюдения необходимых норм

Неадекватное
отношение к себе

Формировать адекватную позитивную «Я-концепцию» и устойчивую самооценку

Создание ситуации успеха, создание условий для осмысления подростком себя, своих поступков и социальных отношений, организация ситуативной позитивной обратной связи и продуктивной критики

 

Участники

Направления коррекционной работы с подростком

Педагоги дополнительного образования

Создание условий для переживания подростком ситуации успеха и связанных с этим положительных эмоций;

Постановка посильных, выполнимых задач, которые соответствуют возможностям ребенка или находятся в зоне ближайшего развития; Закрепление осознание школьником имеющихся у него достижений и успехов;

Создание атмосферы терпимости, благожелательности и внимательное отношение к ребенку;

Формирование эмоционально-положительного отношения к тренировочной деятельности;

Содействие в адекватном использовании подростком своих индивидуально-типологических особенностей;

Вычленение сфер деятельности, в ходе выполнения которых воспитанник может проявить инициативу и заслужить признание; Порицание должно быть конкретным и направленным на устранение ясно осознаваемых самим учеником недостатков; Спокойное, доброжелательное и заинтересованное отношение к воспитаннику;

Помощь в реализации самоутверждения

Педагоги-
организаторы

Выявление интересов и склонностей воспитанников,

Привлечение к занятиям в секциях,

Привлечение к участию в общественных мероприятиях

Социальные
педагоги

Содействие проведению индивидуальной работы с ребенком со стороны педагогов, педагога-психолога;

Знакомство с семейной обстановкой, регулярные посещения на дому; знать, где и с кем проводит свободное время данный подросток;

Анализ особенности включения подростка в общественную жизнь; доброжелательное отношение и запрет на применение жестких требований

Педагоги-
психологи

Составление психологической характеристики с указанием возможных направлений коррекции, рекомендаций для педагогов; Составление программы необходимых воздействий согласно индивидуальным особенностям подростка;

Анализ семейных взаимоотношений и условий воспитания; Определение путей индивидуального взаимодействия с родителями подростка;

Развитие и укрепление чувства взрослости у подростка;

Обучение навыкам общения, поведения в различных ситуациях, совершенствование отношений с окружающими;

Помощь в нахождении способов личностного развития

В 2016 году педагогом-психологом службы сопровождения было оказано следующее количество психолого- педагогических услуг:

  1. Индивидуальное психодиагностическое обследование: 1410 услуг / 235 человек;
  2. Групповое психодиагностическое обследование: 880 услуг / 220 человек;
  3. Групповые развивающие коррекционные занятия - тренинги: 3400 услуг / 340 человек (220 подростков прошли коррекцию в двух тренинговых программах);
  4. Индивидуальное первичное консультирование:  2000 услуг / 200 человека;
  5. Индивидуальное развивающее психокоррекционное занятие: 2200 услуг / 220 человек;
  6. Обработка диагностических материалов и составление индивидуальных психолого-педагогических характеристик на воспитанников: 235 услуг / 235 характеристик.

Социальными педагогами Отделения в 2016 году осуществлялся целенаправленный непрерывный процесс по оказанию социально-педагогических и иных видов услуг категориям детей из неблагополучных и малоимущих семей:

  1. Консультирование по организации учебной деятельности несовершеннолетних в домашних условиях (группа не менее 10 человек) – 220 услуг для 22 групп подростков;
  2. Индивидуально-групповые занятия по подготовке несовершеннолетних к жизни в семье, созданию своей семьи и рождению детей (группа не менее 10 человек) – 220 услуг для 22 групп подростков;
  3. Организация социального патронажа и домашнего сопровождения – 200 услуг для 200 семей;
  4. Осуществление социального патронажа и домашнего сопровождения – 9600 услуг для 200 семей;
  5. Организация посещения музеев, выставок, концертов, культурных мероприятий (группа не менее 10 человек) – 200 услуг для 20 групп семей.